Как эволюция зацепок повлияла на то, как мы двигаемся?

Написать или позвонить нам:
Phone
WhatsApp
Как эволюция зацепок повлияла на то, как мы двигаемся
Первоначально зацепки пытались сделать максимально похожими по форме на настоящую скалу. Сегодня они определяют наши движения на скалодроме.


«Хотя физика создавалась как наука о простых объектах, позднее предметом данной науки стали силы и движение, не столь очевидные, но неотделимые от видимого материального мира».


Из книги Дианы Кул и Саманты Фрост «Ontology, Agency, and Politics».


Скалолазание в зале тоже начиналось с простых объектов. Зацепки были сделаны из камней или имитировали их, и движения скалолазов были максимально похожими на те, которые им приходилось выполнять на естественном рельефе. Взаимоотношения между лазанием на скалодроме и за его пределами были простыми и понятными: в зале люди готовились к подвигам на скалах.

Но производство зацепок с тех пор претерпело драматические изменения. Инновации в оборудовании и материалах позволили нам пройти путь от ворованных речных камней и точёных деревяшек через зацепки из полиэфирной смолы к современным большим формам из полиуретана и стекловолокна. С ростом популярности лазания на скалодромах, создатели зацепок ушли от подражания природе. Вместо того, чтобы ориентироваться на формы и движения, характерные для скал, производители стали применять более урбанистических подход. В итоге на скалодроме появились ручки, как на дверях, лампочки, пузырики, как на плёнке, которые мы все любим лопать, и даже кукольные головы.

Таким образом, как объекты, зацепки рассказывают о прошлом и будущем нашего спорта. Они демонстрируют постепенную трансформацию от подражания, когда зацепки имитировали скалы, к перформансу, когда зацепка – это уже вещь в себе, способная привнести что-то новое в этот мир, повлиять на нас, скалолазов, и на скалолазание в целом.

Пузырчатая плёнка, «Босс» и новая философия движения
Впервые созданная Таем Фузом (Ty Foose) для eGripps в начале 90-х, классическая текстура пузырчатой плёнки (Bubble Wrap) ознаменовала собой конец эпохи, когда все считали, что зацепки на скалодроме должны имитировать скалу. «Если проводить аналогию с книгами, Bubble Wrap – это как «Гарри Поттер» в мире зацепок» – считает подготовщик Коннор Шварц (Connor Schwartz). Но, несмотря на не связанные с природой название и форму, фрактура Bubble Wrap всё ещё является имитацией скалы. Сложная поверхность вынуждает искать оптимальное положение руки на зацепке, совсем как на естественном рельефе. Скалолаз при этом задаётся вопросом: должен ли я обнять эту зацепку, как пассив, или зажать несколько пузырей, как активник? И от того, какой выбор будет сделан, может зависеть, пролезет спортсмен трассу, или сорвётся.

Пузырчатая пленка: она бывает всех форм и размеров. Фото: climbing.com
То же самое справедливо и для Lightbulb от So iLL, зацепки, которая появилась в начале 2000-х. Правда, лампочка не стала классикой, как Bubble Wrap. Возможно, из-за того, что она была скользкой и непривлекательной на ощупь. А, может, дело в чрезмерном отрицании всего природного. Однако творение So iLL определённо стало провокацией для подготовщиков и производителей зацепок. Эта лампочка красноречиво заявляла, что у скалолазания в зале должно быть своё лицо. «Лампочка и подобные ей урбанистические зацепки побудили других производителей к тому, чтобы заявить: это не скалолазание, это фанеролазание» – считает подготовщик Джон Марлэтт (John Marlatt).

Начиная с 90-х годов, шейперы экспериментировали, балансируя между поп-культурой, городской жизнью и природой. Их творения зачастую были выполнены в тематике скальных районов, тела человека или живых существ. В то время в линейке производителей соседствовали природные и не природные формы. Так, Trango представила Bubble Wrap и Galaxy вместе с Fontainebleau и Dakota. So iLL выпускала серии зацепок от Babyheads и Pipes до Roids и Fungus. Rock Candy предлагала зацепки Brachiopods, Coprolites (что означает окаменевший навоз) и Trilobites одновременно с Gelatos и Tunnel Rats.) Также за последние пару десятков лет шейперы научились производить большие формы, которые делают лазание более объёмным. Так они постарались перенести со скал на скалодром не только цвет и форму зацепок, но и физические и эмоциональные вопросы, которые в зале решить проще.

Возможно, самым ярким примером этих перемен в производстве зацепок является «Босс» (The Boss) – большой пассив в виде мозга, созданный Майком Коллом (Mike Call) и Марком Руссо (Marc Russo) из полиэфирной смолы для компании Pusher в 1994 году. Пост в соцсетях Pusher с чёрно-белым фото одной из ранних версий Босса начинается так: «Старый друг… Это без сомнения самая знаменитая скалолазная зацепка из всех, что когда-либо были созданы».

Почему же «Босс» стал иконой? «Потому что он был большим», – отвечает на этот вопрос тренер Эндрю Ли (Andrew Lee). – «Спросите любого скалолаза из моего поколения, кого-то, кто начал лазать 20 лет назад, какую зацепку они считают самой известной, и вам ответят – Босс».

На соревнованиях в 90-е годы от спортсменов требовалось одно – жать мизера. Этот критерий скалолазной крутости перешёл на скалодром со скал, к тому же таковы были на тот момент ограничения технического плана со стороны стендов и зацепок. Да, на рынке уже были кое-какие пассивы, но «Босс» бы таким большим, что он, как черная дыра, искривлял пространство вокруг себя. «Он показал важность рельефов в постановке трасс», - пишет Ноа Уокер (Noah Walker) в своей статье про Pusher.

Подготовщик и создатель зацепок Рой Куанстром (Roy Quanstrom) объясняет, что «Босс» позволял рутсеттерам вносить в трассы элемент творчества. Вместо того, чтобы задавать эти вынужденные движения от зацепки к зацепке, мы могли прикрепить к стене эту большую штуку и предоставить спортсмену свободу, чтобы он взаимодействовал с рельефом так, как ему хочется. Это была одна их первых зацепок, которая давала подготовщикам возможность экспериментировать с движением.

К тому же «Босс» не был создан, чтобы имитировать скалу. Но это не было отречением от природы. Его создатели вдохновлялись песчаником Фонтенбло, и «Босс» приглашал спортсменов давить, соскальзывать и бороться на вертикали. Подготовщики с его помощью могли создавать нестандартные, трёхмерные трассы на стенде, что, в свою очередь, в дальнейшем переросло в повсеместное использование больших фанерных рельефов и стеклопластиковых макросов в 2000-е годы.

Как лазание в зале изменило наш подход к скалам
Эволюция зацепок в мире скалолазания
Макросы двойной текстуры
Фото: climbing.com
Современная эстетика блестящих двухтекстурных рельефов может показаться экстремально далёкой от тех форм, которые мы встречаем на скалах. На самом же деле с помощью таких макросов подготовщики создают те многомерные ощущения, которые мы так часто испытываем на естественном рельефе. Так что современные зацепки, не пытаясь имитировать сами камни, во многих отношениях гораздо лучше передают дух настоящих скал. В самом деле, большинство подготовщиков и шейперов не согласны, что современное скалолазание перестало быть похоже на лазание на скалах. Когда спортсмены говорят, что многие движения, которые они делают в зале, не встречаются в природе, что они действительно имеют в виду? То, что люди пока просто не додумались или не осмелились сделать нечто подобное на скалах, а не то, что найти в природе возможности для таких движений в принципе невозможно. Как когда-то скалодромы и зацепки были созданы, чтобы имитировать природу, сегодня наш опыт лазания в зале определяет то, как мы двигаемся на скалах. Например, боулдер Industry of Cool в Роклэндс с очень длинным динамичным движением. Вряд ли кто-то решил бы, что эту трассу вообще можно пролезть, в эпоху, когда скалодромов ещё не существовало.
Но взаимоотношения между скалолазанием на естественном рельефе и постановкой трасс в зале заключаются не только в движениях, но и в эмоциях. И если большие рельефы позволяют рутсеттерам создавать трёхмерное движение на плоской стене, то двухтекстурные или просто гладкие макросы дают возможность подготовщикам работать с эмоциями, вызывая у спортсменов страх, тревогу, уверенность и даже отвращение. Вам захочется ставить ногу на что-то явно скользкое? Вы и правда способны сделать это динамическое движение с потерей равновесия? Что считается пригодной для лазания поверхностью? Что задумали подготовщики, и как использовать свои сильные стороны, чтобы пролезть данную трассу? Иными словами, рутсеттеры начинали с простых объектов, а сегодня их работа превратилась в науку о силах, движениях и взаимодействии.

«Движение не всегда обусловлено зацепкой самой по себе», - полагает Рой Куанстром. – «Я думаю, часто оно связано с последствиями нашего взаимодействия с зацепкой, с ситуацией в целом. Сначала зацепки имитировали скалу, но сегодня, в руках хорошего подготовщика, зацепки формируют наше поведение – и на пластике, и на настоящих камнях».

Автор: Эдриэн Коэн https://www.climbing.com/gear/evolution-of-climbings-holds

Перевод: Юрий Бирилов